Буллинг в школе

Проблема буллинга, или подростковой травли, существовала в различных культурах в любую эпоху. Суть этого социального явления заключается в регулярном проявлении агрессии в адрес более слабого по ряду позиций ребенка. Подростковая травля несет тяжелые последствия для всех ее участников.

Выделяют 3 вида буллинга:
1. Прямой. Выражается в физическом и моральном насилии: избиении, обзывании, порче личных вещей или их присвоении. Чаще встречается в начальной школе и в основном среди мальчиков.
2. Косвенный. Заключается в игнорировании, распространении сплетен, угрозах, шантаже.
3. Кибербуллинг. Появился сравнительно недавно, с развитием современных технологий. Травля происходит через унижения в СМС, социальных сетях. Является более «опасной» формой травли, нежели предыдущие два. Информация в виртуальном мире доступна гораздо большему количеству людей, ее легко распространить и трудно изменить. Известно, что в результате кибербуллинга процент суицида среди подростков гораздо выше.


Для организации травли необходимы исполнители 3 ролей: жертвы, преследователя и свидетеля. Роль каждым участником буллинга выбирается неосознанно. Выбор обусловлен качествами личности ребенка, его поведенческими привычками.



2. Преследователь. Ему свойственна импульсивность, агрессивное поведение, склонность к насилию и доминированию. Такой ребенок лишен сострадания к слабым, груб в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, бунтует против общепринятых правил. При этом преследователи пользуются авторитетом среди остальных детей, часто являются лидерами и имеют сообщников.

Среди мотивов преследования у таких детей выделяют жажду власти, самоутверждения, садистические наклонности, желание удовлетворить материальные потребности. Результат такого поведения – отставание в учебе, наличие вредных привычек, воровство и прочие асоциальные моменты. Чаще всего Преследователями становятся люди с отсутствием моральных качеств, школьники из малообеспеченных семей, бывшие жертвы, подростки, которым не хватает внимания родителей.
1. Жертва. В группу риска входят дети ранимые, замкнутые, с заниженной самооценкой, склонные к самобичеванию и физически слабые. Они тяготеют к самоизоляции, испытывают трудности в общении. Подобные черты обычно присущи потенциальной жертве изначально, однако их проявление может значительно усиливаться и развиваться в ситуации буллинга. Поводом для преследования могут стать также низкая успеваемость, различные заболевания, физические недостатки и также склонность проявлять особенности, присущие противоположному полу.

При буллинге буллеры знают, что объект издевок не сможет постоять за себя.

Чаще всего жертвами травли становятся люди, отличающиеся в группе людей. К примеру, дети из бедных или богатых семей, имеющие какие – либо изъяны и нестандартную внешность.
3. Свидетель. Самая широкая группа по количеству участников. Для свидетеля характерна эмпатия, сопереживание жертве, но при этом в действиях преобладает пассивность, отсутствие попыток прийти на помощь, защитить. Между тем, именно свидетель играет решающую роль в судьбе затравленного ребенка. Он может стать соучастником преследователя, одобрять и поддерживать его действия, а может и встать на сторону жертвы. Последнее случается редко по той причине, что это небезопасно для самого свидетеля, грозит утратой статуса и даже переходом в положение жертвы. В результате свидетель постоянно находится в состоянии внутреннего конфликта, когда моральные установки идут в разрез с внешним поведением. Чтобы ослабить психическое напряжение, такой ребенок вынужден становиться более равнодушным, даже жестоким по отношению к жертве.
Предпосылками выбора роли в травле могут быть не только личностные особенности участника, но и социальные условия, формирующие его представления о жизни:
1. Насилие в семье. Жестокое отношение к ребенку делает из него потенциального преследователя.
2. Гиперопека, не позволяющая ребенку «вырасти», стать сильным и уверенным.
3. Сцены жестокости на экранах телевизора и в прочих источниках информации.
4. Окружение людьми из асоциальных групп населения (алкоголиками, наркоманами, лицами, связанными с криминалом)
5. Проблемы взаимоотношений родителей: частые ссоры, рукоприкладство, развод и прочие.
6. Социальные перемены: экономический кризис, переворот, революция.

Каждый человек на том или ином этапе взросления сталкивался с проявлением буллинга. Однако изучением этого социального феномена, несмотря на его массовость, занялись не так давно. Связано это, в первую очередь, с тем, что переживания участников настолько интимны и болезненны, что мало кто решается их афишировать.

В подростковой травле страдают все: жертва, длительное время пребывающая в состоянии подавленности, стресса. Преследователь, постоянно деградирующий как личность. Свидетель, переступающий через свои моральные принципы.



Увы, специалисты еще не придумали действенных способов борьбы с буллингом. Школьная агрессия рано либо поздно заканчивается. А вот с травлей на работе будет трудно справиться. Избавление от буллинга зависит от самого человека. Полностью избавиться от агрессии невозможно. В качестве профилактики можно применить несколько советов от психологов:
1. Психологи советуют никогда не вступать в словесный конфликт с агрессором. В качестве жертвы человек все равно проиграет. А агрессор почувствует силу.
2. Стоит по мере возможности избегать конфликтов.
3. Чтобы не стать жертвой, нужна безупречность во всем начиная от внешнего вида заканчивая работой или отличной учебой.
4. У человека обязательно должны быть друзья в коллективе или в школе. Таким образом, у человека появятся защитники.